В 2024 году общую квоту сократили на 50 тыс. т., причем экспортерам лома с Камчатки и Сахалина увеличили. Специалисты считают, что вывезти лом из этих регионов можно в основном только морским путем, поэтому данное увеличение они считают оправданным.
Однако у экспертов много вопросов по увеличению квот на экспорт лома из Хабаровска, где находится Амурсталь, которая и раньше страдала из-за цен на экспортный лом чермета. Теперь же объем квот здесь сравнялся с Самарской областью, где вообще нет ни одного значимого метзавода.
Причем, по словам специалистов, дальневосточное вторсырье пользуется спросом как на Урале, так и в Поволжье.
Вернемся к Самарской области, где данная квота все же уменьшилась. Однако эксперты напоминают о военных рисках при вывозе вторсырья через южные порты и дорогом фрахте. Кроме того, поволжские и южные предприятия нуждаются в ломе чермета и везут его даже из Московского региона. Поэтому логичнее было бы еще большее снижение данной квоты в этом регионе.
Совсем другая ситуация в Калининградском регионе, где лом черных металлов некуда отправить, кроме как на экспорт. Этот российский анклав может отправлять на экспорт не меньше пары сотен тысяч тонн лома ежегодно. Калининградская область окружена недружественными странами, готовыми вводить все новые санкции. Поэтому судовладельцы, согласившиеся вывозить российский лом за рубеж, рискуют попасть в санкционные списки, а это существенно отражается на цене за фрахт. И здесь маленькие квоты и дорогой фрахт значительно уменьшают прибыли ломопереработчиков.
Эксперты напоминают, что федеральное законодательство требует переработки лома металлов, а не его захоронения. И уменьшение квот на его экспорт в этом регионе может привести к невозможности исполнить экологическое законодательство и загрязнению окружающей среды.