Переработка вторчермета — полезный и выгодный всем вовлеченным сторонам процесс. Продавцы лома получают деньги за ненужный им металлический хлам, а производители — качественное и недорогое сырье, которое сохраняет все свои свойства после переработки. Повторное использование металлолома гораздо дешевле, чем добыча руды и ее последующая переплавка; кроме того, оно не оказывает такого сильного негативного влияния на окружающую среду. Сбор и переработка вторчермета сегодня поощряется даже на государственном уровне, так как снижает нагрузку на месторождения железа.
Источником лома черных металлов чаще всего выступает промышленное производство. В зависимости от содержания углерода его разделяют на стальной и чугунный, а по наличию легирующих элементов — на легированный и углеродистый. Производственный лом черных металлов включает в себя следующие категории:
При приеме металлолома к вторчермету причисляют также автомобильные запчасти и механизмы, железнодорожное оборудование, ванны, трубы и многое другое. После переработки все это многообразие форм и размеров превращается в стальной прокат, металлический профиль, строительную арматуру или новые трубы.
Впрочем, главное, что интересует продавцов вторчермета — это не его категории и будущая судьба, а, как правило, цена на прием черного металлолома. Сумма компенсации за сданный лом зависит прежде всего от его характеристик:
Для каждой из этих характеристик установлены свои пороговые значения. Чем ближе к ним результаты испытаний, тем выше будет цена на прием черного металлолома. При сдаче некоторых категорий вторчермета потребуется также подтвердить право собственности на них. Это касается, к примеру, рельс или элементов военной техники — по вполне понятным причинам.